<< Вернуться на главную

Краткое описание

ИСТОРИЯ

В связи с большими перспективами развития рынка малой авиации в России в 1996 году руководством авиазавода было принято решение об организации в составе предприятия опытно-конструкторского бюро легкой авиации, коллектив которого принялся за разработку новой авиационной техники. С 2001 года основным направлением деятельности ОКБ легкой авиации стал проект легкого автожира А002.
При разработке, постройке опытного образца, испытаниях и доводке автожира ОКБ были использованы самые современные методы проектирования, расчетов и компьютерного моделирования. В частности, проект А002, а затем и А002М с самого начала разрабатывался только с помощью программ трехмерного цифрового моделирования. На этом проекте на предприятии впервые отрабатывалась логика организации цифровой базы данных по составу изделия в целом и широкого использования электронных моделей деталей при их изготовлении с помощью оборудования с числовым программным управлением.
При испытаниях автожира использовалось современное бортовое оборудование и программное обеспечение, позволяющее получать и оперативно обрабатывать все данные о параметрах полета и нагрузках, действующих на конструкцию, в том числе на несущий и маршевый винты.
Аэродинамические и прочностные расчеты конструкции выполнялись с помощью конечноэлементных методов. Для моделирования динамики полета и аэроупругих характеристик было создано специальное программное обеспечение с минимальными расчетными допущениями.
За время испытаний автожиров А002 и А002М пройден сложный путь их доводки, автожиры выполняли полеты в диапазонах температур от -35 до +300С, в горных условиях, с бетонных и грунтовых ВПП, в Восточной и Западной Сибири, ЦФО и Монголии. Выполнено более 400 испытательных полетов. В настоящее время три автожира А002М эксплуатируются как воздушные суда авиации общего назначения.

 

 

Краткое техническое описание

 

Автожир А002М – это летательный аппарат, имеющий несущий винт, который, в отличие от вертолёта, вращается под действием набегающего потока воздуха и вращаясь создаёт подъемную силу. Двигатель на автожире служит для вращения маршевого винта и создания тяги, обеспечивающей поступательное движение.
Основные преимущества автожиров по сравнению с другими типами летательных аппаратов:

  • отсутствуют режимы сваливания и «вихревого кольца»;
  • высокая маневренность - автожир способен развернуться в воздухе, не выходя за границы полосы шириной 20…25 м, угловые скорости разворота – свыше 1 рад/с;
  • прост в  эксплуатации, автономен;
  • низкие эксплуатационные расходы.

Автожир А002М не имеет прямых аналогов, абсолютное большинство существующих автожиров имеют максимальную взлетную массу до 600 кг и не оборудованы системой управления общим шагом несущего винта.
Основные отличия А002М от существующих на рынке автожиров:

  • закрытая обогреваемая кабина;
  • двойное управление, оснащенное электрической системой триммерного эффекта;
  • наличие управления общим шагом несущего винта позволяет реализовать мягкую посадку из режима снижения с крутой траекторией без пробега, в том числе при отказе двигателя;
  • благодаря наличию управления общим шагом несущего винта реализован очень короткий разбег с увеличением общего шага в начале разбега;
  • мощная система предварительной раскрутки несущего винта, позволяющая выполнять раскрутку до частоты вращения, значительно превышающей полетные значения при установке лопастей на угол нулевой подъемной силы;
  • устойчив к неблагоприятным атмосферным факторам - турбулентности, боковому ветру, ограничение по встречному ветру 17 м/с;
  • применяемое топливо - автомобильный бензин Супер Евро 98 (АИ-98);
  • большая полезная нагрузка;
  • пилон несущего винта складывается в горизонтальное положение;
  • изготовлен на авиастроительном предприятии в соответствии с требованиями, предъявляемыми к производителю авиационной техники гражданского назначения;
  • обладает повышенным уровнем безопасности полета и надежности конструкции, которые обеспечены большим объемом проведенных испытаний;
  • соответствует требованиям авиационных правил АП-27.

    Конструкция автожира А002М обеспечивает размещение в кабине 3 человек по схеме 2 спереди и 1 сзади. Пилот размещается справа. Автожир оборудован сдвоенным управлением для учебно-тренировочных полетов.
Автожир А002М предназначен для дневного применения по правилам визуальных полетов в простых метеоусловиях. Полеты в зоне воздушного пространства категории G могут выполняться по уведомительной системе.
А002М может использоваться как многоцелевой летательный аппарат.

Модуль кабины
Каркас модуля кабины клепаной конструкции выполнен в виде силовой рамы с прикрепленными к ней обводообразующими обшивками, дверями и элементами крепления систем. Силовая рама обеспечивает восприятие общих полетных и аварийных нагрузок на конструкцию.
На силовой раме кабины расположены узлы крепления агрегатов и систем.

Несущий винт
Двухлопастный несущий винт выполнен на карданном подвесе с внутривальным управлением. При вращении несущего винта и воздействии органов управления не происходит установочного движения лопасти в индивидуальном горизонтальном шарнире, поворот осуществляется в продольном шарнире карданной рамки, что обеспечивает простоту конструкции и ее высокий ресурс. В корпус втулки несущего винта встроена шестеренчатая муфта предварительной раскрутки. Невращающаяся часть втулки винта закрыта обтекателем.
Лопасти несущего винта выполнены из композиционных материалов. Крепление лопасти к втулке несущего винта осуществляется двумя болтами. Снятие лопастей возможно при сложенном в транспортировочное положение пилоне.

Хвостовой модуль
Хвостовой модуль включает в себя хвостовую балку, киль с рулем направления, переставной стабилизатор с концевыми шайбами, хвостовую опору.
Руль направления оснащен сервокомпенсатором. Хвостовая балка, киль имеют клепаную конструкцию. Панели руля направления и стабилизатор выполнен из композиционных материалов.

 

Шасси
Шасси автожира выполнено по трехколесной схеме с носовым колесом. Переднее стойка шасси – самоориентирующаяся, оснащена фрикционным демпфером шимми и пружинным фиксатором нейтрального положения.  Основные колеса – тормозные. Пневматики основных опор 400´150, носовой опоры 300´125. Схема основных опор шасси – пирамидальная. Амортизаторы передней и основных опор шасси имеют наборы резиновых пластин, которые являются энергопоглощающими элементами. Шасси автожира рассчитано на большие вертикальные скорости при посадке.

Тормозная система
Система торможения колес – замкнутая, гидростатического типа, с приводом на основные колёса (без дополнительных источников энергии). Система торможения обеспечивает:
- торможение автожира во время движения по земле;
- выдерживание направления движения автожира на разбеге и пробеге, при рулении за счет раздельного торможения колес;
- стояночное торможение при выполнении предварительной раскрутки несущего винта перед взлетом.
Тормозные подножки установлены на педалях правого пилота. Тормоза основных колес - дисковые. Управление тормозами производится гидравлическими цилиндрами, связанными с подножками на педалях.
Стояночное торможение производится одновременным нажатием на тормозные подножки  и включением фиксатора на приборной доске. Снятие со стояночного тормоза выполняется одновременным нажатием на тормозные подножки.
В тормозной системе применяется жидкость AМГ-10.
Топливная система
Топливная система автожира служит для обеспечения двигателем топлива и включает в себя два соединенных между собой топливных бака общей емкостью 150 литров. Топливные баки установлены под нижней противопожарной перегородкой отсека двигателя. В левом топливном баке расположена заливная горловина с заправочным фильтром и датчик топливомера. В топливной системе предусмотрен расходный бак, в который встроен сетчатый заборный фильтр. Топливный насос электрический, навесного типа, установлен в одном блоке с топливным фильтром тонкой очистки. Количество располагаемого топлива отображается на указателе уровня топлива на приборной доске.

Управление автожиром
Управление автожиром включает в себя:
- управление несущим винтом – сдвоенные ручки управления циклическим шагом и ручку управления общим шагом (шаг-газ) с барашком корректора крейсерского шага;
- управление рулем направления и передней стойкой шасси – ножные педали;
- управление перестановкой стабилизатора;
- управление системой триммерного эффекта в каналах крена и тангажа;
- управление тормозами – подножки на педалях и флажок фиксатора стояночного тормоза на приборной доске;
- управление тормозом несущего винта;
- управление шестеренчатой муфтой предварительной раскрутки несущего винта.
На ручках управления автожиром параллельно установлены кнопки управления клапаном фрикционной муфты предварительной раскрутки несущего винта и кнюппели управления системой триммерного эффекта.

 

Приборное оборудование
ПНО и приборы контроля двигателя:
- вариометр ВР-10Мк;
– высотомер ВД-10Мк;
– авиагоризонт электрический RCA26-AK с указателем скольжения (шарик);
– указатель скорости WINTER 6221;
– указатель оборотов несущего винта VDO 333035143;
– указатель уровня топлива UMA 18-260-1C1;
- указатель оборотов двигателя VDO 333035017;
– указатель давления наддува VDO 150015001;
– вольтметр VDO 332010003;
- амперметр;
– часы бортовые АЧС-1М;
- компас магнитный PAI 700.
Примечание: могут быть установлены аналогичные приборы другой марки.
Прием полного и статического давлений обеспечивается обогреваемым приемником ПВД-6М, на который установлено профилированное кольцо для уменьшения поправок.


Световая сигнализация
На приборной доске располагаются следующие сигнальные табло и лампы:


- лампа «сеть» зеленая

- лампа «Тормоз НВ» красная

- лампа «обороты НВ малы» красная

- табло «Топливо 15 мин.» красное

- лампа «обороты НВ велики» красная

- табло «Давление масла» красное

- лампа «Отказ генератора» красная

 

Радиосвязное оборудование
РСО автожира включает в себя радиостанцию авиационного Garmin Apollo SL40 и интерком Flyghtcom 403mc с 3-мя гарнитурами.

Кабина
Кабина автожира негерметичная. Для входа в кабину предусмотрено 2 передних двери и 1 задняя дверь по левому борту. Двери оснащены системой аварийного сброса.

Кресла оборудованы ремнями безопасности. Материал обшивки кресел – винилискожа. Поверхности кабины оклеены звукоизоляционными материалами и покрыты велюром. Место для багажа или груза находится под задним сидением.
Кабина обогревается бортовым жидкостным отопителем, питающимся от системы охлаждения двигателя.
Вентиляция кабины осуществляется с помощью вентилятора отопителя при закрытом кране и с помощью форточек, расположенных на стеклах дверей.
В кабине установлен бортовой хладоновый огнетушитель, доступный для каждого члена экипажа и предназначенный для тушения пожара в кабине.

Система электроснабжения автожира
Электросистема автожира - постоянного тока, напряжением 14 Вольт.
Источники питания:
- генератор постоянного тока, установленный на двигателе мощностью 1 кВт (14В, 70А);
- аккумуляторная батарея Topla EcoDry 55R номинальной емкостью 55А·ч, установленная в носовой части кабины под съемным лючком. Батарея герметичная с адсорбированным электролитом, не требует обслуживания кроме подзарядки.
Аккумуляторная батарея обеспечивает опробование электротехнического оборудования и многоразовый запуск двигателя, а также аварийное питание потребителей энергии в течение около 15 минут полета.

Антикоррозионная защита
Антикоррозионная защита автожира, его агрегатов, узлов и деталей осуществляется в процессе производства нане­сением соответствующих гальванических покрытий, нанесением грунтов и эмалей. Внешняя окраска самолета выполняется глянцевыми полиуретановыми эмалями с высокой механической прочностью.
Защитные покрытия, применяемые на автожире, обеспечивают его длительную эксплуатацию в любом климатическом поясе на территории России.

Корпорация «ИРКУТ». Прикоснись к небу!